Зикр как практика взаимодействия с Высшим

Зикр – по-своему уникальная практика, изобретённая суфиями для постижения Бога, для того, чтобы познать Его Реальность. В Коране были перечислены некоторые характеристики Бога, были названы Его качества, вроде: Милостивый, Сострадательный, Щедрый – и прочие. Всего таких качеств, которые стали называться именами или атрибутами Аллаха, набралось девяносто девять. Cосредоточение на определённом качестве Всевышнего таинственным образом позволяло практикующим познать эти качества и развить подобное качество в себе самом. Результаты этой практики оказались столь впечатляющими, что зикр стал одним из основных упражнений суфиев на протяжении последних полутора тысяч лет. Зикр – ваша возможность взаимодействовать с Высшим даже не имея развитого восприятия, поэтому относиться к это практике следует крайне серьёзно и внимательно.

Технически зикр выполняется достаточно просто — мы повторяем и сосредотачиваемся на одном из аттрибутов Бога. Правильно выполняемый зикр содержит в себе элементы #осознания и #созерцания. Он не должен выполняться механически, когда ум блуждает в мыслях, а губы продолжают повторять имя Бога. Вам нужно полностью присутствовать в процессе, в ином случае он теряет смысл и становится пустой тратой времени.

Одно из главных условий правильного выполнения практики — настрой ума. Пеерд началом практики мы настраиваемся на то, что Зикр — это практика взаимодействия с Высшим, а не просто повторение каких-то слов, имеющих возвышенный смысл.

Зикр читается сидя. Практика показывает, что вначале лучше читать зикр вслух, пусть даже шёпотом. Поскольку при чтении вслух в повторении имени участвует тело, то с него и приходится начинать. Тело должно войти в ритм повторения, и для этого можно использовать раскачивание туловища в такт чтению. Кто-то пользуется этим, кто-то предпочитает сидеть спокойно, чтобы лучше сосредоточиться на зикре, здесь каждый выбирает то, что больше ему подходит. Так или иначе, вначале вы входите в ритм повторения. Он выбирается интуитивно, по ощущениям, и потом может немного меняться – уже во время выполнения практики. Для разных имен ритм может быть разным. Войдя в ритм повторения, вы сосредотачиваетесь на смысле имени. То есть держите имя в поле внимания, не думая, не размышляя о нём, а просто смотря на него, удерживая в сфере своего внимания. Если так проще — можно его визуализировать перед собой и таким образом смотреть на него. Тогда вам начинают открываться разные уровни его смыслов, и ум сам, практически без вашего участия, обрабатывает и формулирует их. Во время ритмичного повторения ум может впадать в транс, потому что именно так оно на него и действует. Это нормально, однако правильный подход заключается в том, чтобы не отождествляться с трансом, а, оставаться в присутствии.

Бесконечно смотреть на смысл имени в зикре мы не сможем – рано или поздно все доступные вам на данный момент смыслы будут исчерпаны. Также возможно, что из-за усталости или недостатка осознанности удерживать внимание на смысле имени в какой-то момент практики станет невозможно. Мы не прекращаем практику, а переводим и удерживаем внимание в сердечном центре, и продолжаем повторение имени.

Выходить из практики следует не торопясь, потому что ритм, в который вошло тело во время зикра, угасает в нём в течение некоторого времени. Лучше не включаться сразу же в некую новую деятельность, а позволить этому ритму погаснуть естественным образом – так эффект от произведённой практики будет выше. Нужно некоторое время для того, чтобы энергия, вызванная к жизни чтением зикра, могла усвоиться и «впитаться». Поэтому после выполнения практики лучше посидеть с закрытыми глазами, направив внимание внутрь себя, на свои ощущения.

А.К.

Добавить комментарий